Внучка Кузьмы Петрова-Водкина рассказала, за что художник любил и ненавидел Самару

    Внучка Кузьмы Петрова-Водкина рассказала, за что художник любил и ненавидел Самару

    6dcca95e2c8f542c0981f2a4fb10cf72

    6dcca95e2c8f542c0981f2a4fb10cf72

    Ретроспектива творчества Кузьмы Петрова-Водкина в областном художественном музее — долгожданное событие. Вернисаж приурочен к 145-летию художника и 50-летию образования Самарского художественного училища, носящего его имя. Ведь биография живописца неразрывна с историей города.

    На выставке, открывшейся в Самарском областном художественном музее,  представлены 60 живописных и графических работ мастера из собрания Государственного Русского музея.

    Именно в Самаре начиналось художественное образование самобытного творца. Он приехал сюда из Хвалынска подростком и обучался у Федора Бурова. Своеобразие и символизм картин Петрова-Водкина, связь его хрестоматийного шедевра «Купание Красного коня» с русской иконописной школой, природу гения и космизм провинциального художника из бедного сословия обсудили в студии ГТРК «Самара».

    "Все мы родом из детства. И этот самарский период обучения у Федора Бурова сам художник не очень позитивно оценил: «нудное рисование», «копирование гравюр». Но мне довелось читать о личности самого Федора Емельяновича Бурова – это был подвижник, обучал практически на свои средства, ратовал за подъем нравственности и культуры. Кузьма Сергеевич ко всему этому прикоснулся. Можно сказать, что художник в чем-то судьбу своего первого учителя повторил, потому что он тоже создал школу, и круги его влияния велики, — они распространились на целую эпоху. Это великий русский художник, который продолжил национальные традиции и при этом оставался новатором своего времени. Как писали критики еще в ту эпоху, это был «думающий, самосозерцающий художник», который провозглашал своим искусством нравственные идеалы человечества", — рассказала ведущий специалист отдела живописи XIX-XXI веков Государственного Русского музея Ольга Мусакова .

    Внучка художника Зинаида Барзилович уверена, что именно Самарская страница в жизни гения стала судьбоносной.

    "Что касается профориентации, я хотела бы вспомнить его слова из автобиографической повести «Пространство Евклида»: «Как листья артишока отваливались одна за одной возможности стать механиком, железнодорожником, учителем, пока не осталась одна возможность, неминуемая, — упереться в живопись». Именно с Самарой связано его самоопределение, именно здесь его интуитивное желание заниматься живописью переросло в систематические занятия. И в одном из своих публичных выступлений Кузьма Сергеевич, упомянув своего друга Андрея Белого, сказал, что тот «родился в научных пеленках». Вот таких пеленок у деда не было. В маленьком городке Хвалынске, где он родился, в окружении будущего художника «малевание» считалось недостойным занятием, сродни безделью. И вот в какой-то момент возникло осознание собственной правоты, о том, что живопись – это призвание, это дело, которому он хочет, может и должен посвятить свою жизнь. Так что Самара – это очень значимый в его судьбе город, где становление его как художника началось", — рассказала внучка клпссика.

    На уникальной выставке, которая открылась в самарском областном художественном музее, можно увидеть работы, связанные с родным городом мастера: пейзажи («Окрестности Хвалынска», около 1909), портреты членов семьи Петрова-Водкина («Портрет матери художника», 1909). Парижский период художника второй половины 1900-х годов представлен картиной «Кафе» (1907–1908?). Яркой страницей в жизни мастера стало путешествие по Северной Африке в 1907 году (работы «Поцелуй», «Негритянка»). Символистский период творчества художника  —  полотно «Юность» (1913) и различные этюды, включая набросок для знаменитой картины «Купание красного коня» (1912). 

    В чем же самобытность или даже гениальность художника? Искусствовед Александр Барзилович считает, что ответ лежит в сфере чувств и мировосприятия:

    "Петрова — Водкина часто называют теоретизирующим художником, но он не теоретизирующий, Петров – Водкин иначе чувствует, иначе понимает. И мне кажется, как раз другое понимание мира вознесло его из маленького Хвалынска на вершину интеллектуальной элиты. Все, кто его знал, писали о его самобытном видении мира", — поделился соображениями Александр Барзилович.

    Ольга  Мусакова – ведущий специалист отдела живописи XIX-XXI веков Государственного Русского музея – отмечает необычайную жажду знаний, тягу к серьезной литературе, которой отличался Кузьма Петров-Водкин.

    "В дневниках художник пишет о своем одиночестве. С 12 лет его друзьями были книги. Он читал запоем. Мама, хотя и была горничной, но была грамотной и поощряла его занятия искусством. В 13 лет мальчик в запой читал Льва Толстого – не просто художественную литературу, а критику догматического богословия! Насколько его ум, сознание были организованы своеобразно. Он был обречен быть художником. Хотя выбирал между литературой и изобразительным искусством. И художник никогда не прекращал писать. Все, что он создавал – это сумма знаний, чувств, переживаний – целая Вселенная!" — удивляется Ольга Мусакова.

    Искусствоведы отмечают и своеобразие изобразительного стиля Кузьмы Петрова — Водкина. 

    "Натюрморты  — это экспериментальная лаборатория, где ощущается материал, где свет и цвет играет и заставляет почувствовать реальность предметов. Это и его врожденное чувство обостренности восприятия. Как он описывает встречу с фарфоровыми баночками, где были разложены краски иконописца, когда он заглянул в мастерскую, где он краски сравнивает с бабочками, которые бы улетели, если бы не были связаны с этими баночками. Это такое восприятие оригинальное! Это не воспитывается, это, наверное, природное", — рассказала внучка Кузьмы Сергеевича Зинаида Барзилович

    Татьяна Петрова напомнила о том, что в русской культуре были Циолковский и Федоров, и в живописи Петрова-Водкина отражается русский космизм. Художник рисует яблоки, но они несъедобны, они парят в пространстве.

    Ольга Мусакова рассказала об этапах становления художника, о его мастерстве, о символизме цвета в его произведениях. После Самары обучался Кузьма Сергеевич в Москве у Серова, потом в Париже и Мюнхене.

     «Одной линией умеет передать форму, только лишь вибрацией штриха. Такой графический минимализм. В какой-то момент он возвращается к самому началу – к иконе. Он много в храмах работал, поэтому влияние религиозной живописи совершенно очевидно. Иконописная символика цвета: красный, синий, желтый – основные цвета. Горний мир – белое на белом. Красный – цвет жертвенности, страданий. Сияние желтого цвета. Петров-Водкин фиксирует реальность, но изображает не действие, а действо, как в иконе. И там много значений, которые видящий глаз и чувствующая душа воспринимает», — рассказала Ольга Мусакова.

    Выставка картин Кузьмы Петрова-Водкина в Самарском областном художественном музее продлится до конца января. 

    Тем временем областной столице в субботу, 28 октября, открылся первый в регионе Музей альпинизма. В первый же день его посетил корреспондент tvsamara.ru. А какие отзывы прислал, читайте по ссылке. Также в финале недели стала известна судьба арт-пространства "Заварка", над которым нависла угроза закрытия.

    Заказать
    звонок