В доме появилась нечисть: приметы, суеверия и обереги самарцев

    В доме появилась нечисть: приметы, суеверия и обереги самарцев

    dc9e32d2ba94794aa364346e7906e3ee

    dc9e32d2ba94794aa364346e7906e3ee

    История цивилизации, история человечества неразрывно связана с историей одежды. Костюм часто называют «визитной карточкой», потому что он может много рассказать о своём владельце. А уж народный костюм тем более. Это важная часть традиционной художественной культуры. То, что носили наши предки, во что наряжались — свидетельствует о характере эпохи, быте, нравах, обычаях.

    В традиционном народном костюме нет ничего лишнего. Каждая деталь гардероба была продумана и имела своё значение и назначение. Простая и удобная рубаха — обязательный элемент русского костюма. Её носили и мужчины, и женщины, и маленькие дети. Однако знакомое слово «косоворотка» употребляется только по отношению к рубахе представителя сильного пола. Одежды у людей раньше было немного, её берегли и даже передавали по наследству. Чтобы внешний вид рубахи сохранялся как можно дольше, под неё вшивали особую подкладку, которая называлась подоплёка.

    «Ткань защищали, подшивая невидимую подкладку. Она истлевала, её можно было в любой момент заменить, сохраняя рубашку, — рассказала в интервью ГТРК «Самара» заведующая Домом-музеем В.И.Ленина в Самаре Майя Образцова. — Были треугольные вставки под рукавами, которые называются ластовицы. В этом месте ткань тоже часто истлевала, её выпарывали и вшивали новые кусочки ткани».

    cc9b7e11b07eb251d9d0fc8137027f38

    Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

    Славяне были людьми суеверными. И этот факт также нашёл отражение в народном костюме. Трагические и счастливые случайности в жизни на Руси часто связывали с происками потусторонней силы. Ходить без пояса считалось так же неприлично, как и без головного убора. Его носили и мужчины, и женщины.

    «Куда же без пояса, который служил очень сильным оберегом для русских людей. Считалось, если человек ходит без пояса, то за пазуху может вселиться злой дух — Анчутка, и тогда человек распояшется, расхулиганится. Вот откуда это выражение происходит «распоясаться, расхулиганиться», — объясняет Майя Образцова.

    c44206f128318cf90153f374795284b4

    Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

    Нечистая сила могла подстерегать в разных местах. Но особенно в лесу. Не сбиться в пути путникам помогала всё та же рубашка. Только надеть её следовало наизнанку. Была особая примета и перед сбором грибов и ягод. Об этом знали даже дети.

    «Обязательно когда ягодки собирали, первую ягодку в рот не клали. Присказка такая существовала: «Первая ягодка на пень, чтобы собирать было не лень», — говорит Майя Образцова — Надо было лешего задобрить, чтобы он одарил дарами лесными».

    Со временем какие-то приметы и суеверия перешли в городскую культуру, что-то забылось и ушло навсегда. Чего не скажешь об интересе к народной культуре, традициям, обычаям и обряда, который не ослабевает и в XXI веке.

    Есть воистину удивительные примеры. Времена меняются, однако и в наши дни самарские старообрядцы свято чтят память о предках и сохраняют традиции.

    Удивительное рядом. Тотемное животное вышло к людям и оказалось в клыках легавой под Самарой.

    Заказать
    звонок