Совестливый голос России. Самарский актер побыл в образе славянофила Ивана Аксакова и образумился

    Совестливый голос России. Самарский актер побыл в образе славянофила Ивана Аксакова и образумился

    49bca425e94ee1a2bbb3dd47d20b82b2

    История старинного самарского дворянского рода Аксаковых настолько захватила молодого актера Александра Бригаднова, что он и не заметил, как стал членом Аксаковского комитета и преемником нравственных устоев благородной семьи.

    А начиналось все в студенческом театре с роли купца-батюшки в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Сергея Аксакова, написанной для внучки Оленьки. Счастливый конец был уготован девочке только в сказке. А в реальности Оленька стала самарской помещицей, которая пережила революцию, пыталась всеми силами сохранить семейные архивы и ценности, но в тяжелые 30-е годы умерла от голода в разоренном самарском имении.  Ее останки были найдены и опознаны в фамильном склепе спустя век уже в наши дни. 

    Конечно, эта история захватывает воображение, как и знакомство с каждым представителем династии. Так, для Александра Бригаднова открылась жизнь и судьба российского литератора, одного из ярких представителей славянофилов первой половины 19-го века, современника Гоголя и зятя Тютчева — Ивана Сергеевича Аксакова.

    В Самаре вышла книга, посвященная 200-летию со дня рождения поэта.  
    Издание подготовлено Аксаковским комитетом Самарской области совместно с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) Российской академии наук (Санкт-Петербург) по материалам аксаковского архива и других фондов. Некоторые материалы публикуются впервые. В книге подробно рассказывается история переезда аксаковского архива из Самары под охрану Российской академии наук в 1929 году.

     История эта долгое время была окутана тайной. Краеведы задавались вопросом: "Почему из Самары исчезла Аксаковская комната?". Это была музейная экспозиция, основанная внучкой писателя Сергея Аксакова, самарской помещицей Ольгой Григорьевной, в Доме дворянского Собрания в начале прошлого века. Там хранилась большая коллекция рукописей, предметы мебели и картины. Однако в послереволюционные годы экспозиция оказалась под угрозой уничтожения. Сначала комната кочевала по разным самарским адресам, была в городском музее, при Самарском университете, на Петроградской (Ленинградской).

    Чтобы дополнить музейную экспозицию, члены  самарского Общества археологии, истории, этнографии и естествознания посещали бывшее имение писателя в селе Языково, где в то время жила его внучка Ольга Григорьевна. Из имения, в частности, привезли  два больших портрета губернатора Григория Сергеевича и его жены Софьи Александровны. Но в конце 20-х годов коллекция оказалась под угрозой исчезновения. В это время в стране развернулась целая кампания по уничтожению краеведения. И тогда хранители аксаковского наследия обратились в Пушкинский дом с просьбой забрать экспонаты и архив Аксаковых, чтобы уберечь от разорения. 
    Архивные документы уже спустя век привели самарских историков к месту, где находился фамильный склеп, в село Языково.

    Книга, повествующая об истории Аксаковского архива, приурочена к 200-летию одного из представителей древнего самарского дворянского рода Ивана Аксакова.
    На презентации книги звучали патриотические стихи литератора и романсы на его стихи в исполнении самарских музыкантов. 
    Роль юбиляра исполнил самарский актер, художественный руководитель молодежного театра-студии Российской Армии «Галифэ»  Александр Бригаднов.
    В интервью на "Радио России" — Самара он рассказал, как перевоплотился в благородного литератора Ивана Аксакова, стал членом Аксаковского комитета да еще и режиссером юбилейного театрализованного представления. Он погрузился в изучение истории дворянской семьи и, в частности, биографии Ивана Сергеевича.

    Актер Александр Бригаднов:

    "В прошлом году я ставил в своей студии «Галифэ» пьесу Островского"На всякого мудреца довольно простоты". Мне было интересно, как Островский связан с Самарой. Оказывается, у него здесь была любовь, он приезжал к одной помещице. И они были очень дружны с Аксаковым. Обоим литераторам в этом году по 200 лет и они друг к другу очень уважительно относились. Иван Сергеевич был человеком, который очень трепетно относился к своему отечеству. Тема гражданственности превалирует и в его поэзии. 
    Вспоминаются такие строки:
     Без убежденья, без благородного стремленья что ж будет жизнь?
     Что пользы в ней! Нет! Делу доброму ужели
     Не лучше в дар принесть ее, 
    Чем так, без толку и без цели
     Влачить пустое бытие?"

    Ивана Аксакова называют "совестливым голосом России". 
    «Нет, какой я поэт! Во мне слишком много гражданина, который вытесняет поэта», — так писал он о себе. 
     В 40-е годы 19 века за опальные мысли, высказывания, стихи Иван Аксаков был арестован. В его частных письмах, прочитанных полицией, были найдены опасные рассуждения о разрыве петербургской аристократии с народом. А поэма "Бродяга" была названа "предосудительной",  в связи с чем ее автору пришлось покинуть государственную службу.
    В  поэме главный герой Алешка и другие крестьяне — беглецы. И автор раскрывает причины бегства — а это: нищета, невозможность прокормить семью трудом на земле, притеснения со стороны власть имущих.
    Интересно, что отзыв о поэме оставил Гоголь в письмах отцу поэта Сергею Тимофеевичу Аксакову:

     «Все подробности, вся природа, одним словом, всё, что окружает бродягу, у него сделано превосходно. Если в бродяге будет захвачен человек, то он будет иметь не временное и не местное значение. Надобно показать, как этот человек, пройдя сквозь всё и ни в чем не найдя себе никакого удовлетворения, возвратится к матери-земле. Иван Сергеевич именно это и хочет сделать и, верно, сделает хорошо».

    Однако, поэма не была закончена. В душе Иван Аксаков сочувствовал беглым крестьянам и разделял их порыв к свободе от гнета помещиков.
    Несмотря на запреты публикаций, цензуру, официальное запрещение славянофилам носить бороду и национальную одежду и прочие притеснения, в разгар Крымской войны Аксаков добровольно вступил в ополчение, в Серпуховскую дружину, в начале 1855 года и вместе с дружиной совершил поход до Одессы, а потом в Бессарабию. То есть встал на защиту государства, что было для представителя династии делом чести. 

    Любовь и лирика Ивана Аксакова

    Самарский актер Александр Бригаднов обратил внимание и на лирические произведения поэта и в особенности, его возвышенные и трогательные письма жене Анне Тютчевой. Иван Аксаков встретил свою избранницу, когда ему было уже сорок лет и прожил в счастливом браке двадцать лет до самой своей кончины. 

    "Я наконец нашел себя — знаете ли Вы в ком?.. в Вас. Вот где душа моя обретается не в диссонансе, а в гармонии…, вот любя кого — я могу остаться в истине, в правде, в согласии с самим собой, могу укрепиться в вере… Обыкновенно смотрят на религию, как на "утешение в скорбях", как на "отраду", на Бога — как на приют, как на богадельню для увечных и всяких духовных инвалидов… Бог — есть не только утешение, но сила на подвиг, труд, деятельность, на жизнь. Так и любовь, как я ее понимаю."

    ВИДЕО: Елена Щербакова

     История позднего брака Ивана Аксакова  заинтересовала актера и режиссера еще и потому, что он готовит в театре-студии "Галифэ" премьеру "Женитьбы" Гоголя и исследует нравы общества той эпохи.  

    Александр Бригаднов в радиопрограмме "Арт-кафе"Атмосфера"":

    "Надо жениться. Эти слова повторяет у нас в спектакле едва ли не каждый мужской персонаж. Но действительность такова, что единственный шаг, на который оказываются способны мужчины в таком обществе, — это шаг в окно! Мне показалось, это очень актуально и сегодня."              

     

    Заказать
    звонок